Феликс СААКЯН: "Путь к разуму человека, а особенно ребёнка, лежит через его сердце"
18.11.2000 12:49
     Гостем газеты "Молодежь Эстонии" стал Феликс Саакян - тренер по дзюдо спортивного клуба "Двигатель", персональный наставник двукратного победителя первенств Европы среди молодёжи, бронзового призёра Сиднейской Олимпиады Алексея Будылина и победителя молодёжного первенства Европы и мира по самбо Дмитрия Будылина.
- Мне хотелось бы дать совет начинающим спортсменам: чтобы достичь вершин, будь то в спорте или в каком-либо другом деле, умейте серьёзно поставить перед собой цель, добейтесь этой цели, поверьте в неё. Вот эти три главных условия, которые приведут вас к победе.
- А как вы шли к сегодняшнему дню? Расскажите, пожалуйста, о своeм клубе.
- Некогда там была специализированная школа олимпийского резерва. Кстати, там начали заниматься Алексей и Дима. Тогда были благоприятные условия для начинающих спортсменов. Сейчас это Ласнамяэский спортивный комплекс. И на базе этого комплекса работает спортклуб "Двигатель". Он имеет добрые и славные традиции, очень много спортсменов довольно высокого класса были подготовлены в этом клубе. Тренером работал Юрий Сергеевич Саакян, и сегодня, когда все нас поздравляют, я вместе со своими учениками хочу сказать слова благодарности в адрес этого человека, которого по праву можно считать "корнем" сегодняшних мастеров борьбы в одежде в Эстонии. На мой взгляд, он педагог с большой буквы и незаурядный тренер. Я восемь лет работал рядом и много от него узнал секретов подготовки юных спортсменов и важных моментов из педагогики. Все знания, которые я перенял от него, сегодня воплощены в Дмитрия и Алексея. А клуб наш, в котором сейчас занимаются юноши, выигрывает первенство Эстонии по дзюдо. Теперь ребятам есть на кого равняться!
- Известно, что дзюдо в Эстонии сравнительно молодой вид спорта. И Юрий Саакян начинал с самбо.
- Да, всe начиналось именно с самбо. Большая часть дзюдоистов сегодня те люди, которые занимались самбо и пришли к дзюдо. Кстати говоря, мои ученики изучали параллельно самбо и дзюдо, и ездили на детские и юношеские турниры. Вот таким образом мы и работали. Пока дети, можно так работать, а потом они набирают определeнный уровень мастерства, специализируются в каком-то одном виде спорта, делают выбор. Условия жизни сложились так, что мы выбрали дзюдо.
- Много компонентов нужно приложить к тому, чтобы стоять на пьедестале. И роль тренера - безусловно огромна. А ещe - очень велика роль родителей. Вспомните тот день, когда родители привели к вам братьев Будылиных...
- Вы правы, я всегда говорю, что один не могу "поднять" спортсмена, тем более - юношу. И родители братьев Будылиных были именно теми понимающими партнeрами, с которыми я мог решать совместно все проблемы, касающиеся воспитания спортсменов. В самые трудные моменты родители мальчиков были нам надeжной помощью и опорой. Мама мальчиков - Людмила Алексеевна, ей низкий поклон и слова благодарности, всегда меня понимала и поддерживала. А записались они так: Дима у меня занимался уже в течение года, и в одно из воскресений приехали его навестить в спортивно-оздоровительный лагерь родители с маленьким Алeшей. Я сразу обратил на него внимание. И попросил: "Дайте мне этого сорванца!" Так началась наша дружба с Алексеем и с этой семьeй.
- Внешне жизнь спортсмена выглядит как череда поездок, чемпионатов, медалей, побед. А для спортсмена - это тяжелейшая работа... Взгляните на наши улицы! Сколько молодых парней, которые целыми стайками ходят-бродят, ничего не делают. Каким образом привлечь их к спорту, организовать, дать им смысл, перспективу? Ибо спорт - это область деятельности, в которой каждый может проявиться и увидеть конкретные результаты своего труда.
- Сразу проведём грань между спортом и физической культурой. Что касается физкультуры, то дети с большим удовольствием приходят заниматься любым видом спорта - кому что ближе. У детей есть естественная потребность физически проявить себя, двигаться. Ну а спорт, спорт это несколько иное. Это занятие труднее. Привлечь молодeжь - легко. А вот повести в спорт, к достижению конкретных поставленных целей, к результатам - значительно сложнее. Дело в том, что эти три решающих фактора - умение поставить цель, желание и вера - это уже профессиональные качества, которые постепенно вырабатываются, это закалка, без которой в спорте невозможно. Отвечая на ваш вопрос, я должен вернуться к этому пункту, к этим трeм компонентам. Цель, естественно, должен поставить тренер. А вот чтобы ребeнок сильно пожелал достичь этой цели и чтобы он поверил в своего тренера - это магия педагога, личного обаяния. Сначала тренер сам должен поверить в этого ребeнка, увидеть в нeм будущего чемпиона и передать свою веру ученику. Они друг в друга верят, и оба верят в поставленную цель. Вот это ключевой, очень важный момент двусторонних взаимоотношений спортсмена и тренера. Ну, а как привлечь ребeнка, как пробудить в нeм желание к победе - это уже искусство учителя. Путь к разуму человека, а ребeнка особенно, лежит через его сердце. В этом прежде всего и состоит таинственная задача учителя. Чтобы ученик полюбил предмет, он прежде всего должен полюбить учителя и через его личность - полюбить то, чему его учат.
- Феликс, вы встречались с таким явлением, как переманивание спортсменов другими тренерами?
- Такой момент есть в спорте. Тот тренер, который на самом деле - наставник, знает, что такое взять мальчика и сделать его спортсменом, правильным человеком, человеком чести, и знает, сколько это стоит усилий, такой тренер никогда не станет переманивать спортсмена. Да и будет ли он сам ценить спортсмена, который бегает от одного тренера к другому? Есть другой вариант, когда парень сам пришёл к другому тренеру с целью освоить что-то принципиально новое, что ему не может дать его бывший тренер. Если парень сам этого хочет, он это сделает только с согласия своего предыдущего тренера. Ну, а контракт может быть. Это нормальные профессиональные отношения. Спортсмен может заключить контракт с любым заинтересованным в нeм клубом на коммерческой основе. Почему нет, если они его ценят? Ну, а переманивание - дело не совсем честное, очень негативный момент взаимоотношений. Если тренер берeт к себе готового спортсмена - этим он присваивает себе труд, который в него вложил кто-то другой. Спортсмен, который ценит, уважает своего учителя и является по-настоящему его партнёром, знает, что такое отношения партнёрства, - такой спортсмен никогда не оставит своего учителя. Он пройдёт с ним весь путь так, как прошли мои ребята со мной, и через горечь поражений и через радость побед. Сначала мальчик - ученик, а потом - спортсмен, ученик и партнёр. Наступает такой момент, когда и тренер уже учится у своего воспитанника. Они обучаются друг у друга. Тренер, которого покидает его ученик, в некотором роде заслуживает этого. Потому что мы же не только абстрактных "мастеров выращиваем". Делаем из маленького мальчика человека. Если от меня перебегает спортсмен, ну значит, я сделал такого человека...
- Грозное оружие всe же, Феликс, вы дали своим воспитанникам. В сегодняшнем мире бывшие спортсмены нередко идут на службу теневых структур, становятся киллерами, преступниками и пользуются своим мастерством во вред другому человеку.
- Я уверен, что из моих учеников никто не применял это оружие против беззащитного или более слабого человека. Что касается применения этого оружия вне спортивного зала, я с самого начала учу своих воспитанников, что человек чести, правильно воспитанный человек должен уметь себя защитить, близких, свое достоинство. Даже 15-16-летний юноша, владеющий дзюдо, может серьeзно повредить другого человека, не владеющего этим оружием. Тот же "удушающий захват", например, - это смертоносный приeм. Да, это не игрушки, это оружие. И прежде чем обучить мальчиков этому, пока они ещe малыши, я всегда говорю им: "Если он, как вы говорите, "первый полез", если он даже виноват, первое правило войны - предложи мир! Сделай всe возможное, чтобы избежать конфликта".
- Вы, наверное, уже ждёте не дождeтесь видеоматериалов о проведeнных Алeшей боях в Сиднее, чтобы с ним вместе проанализировать его ошибки?
- Да, я хочу посмотреть видеозаписи его схваток. К сожалению, не от меня зависело, но я не был в Сиднее. Ну а что касается перспектив относительно дальнейших соревнований, это нам уже известно. Ближайшие серьёзные - чемпионат Европы в мае. Затем - чемпионат мира в Мюнхене. Главные соревнования следущего года. Я думаю, что Мюнхенский чемпионат мира по рангу ни в коей мере не ниже, чем Олимпийские игры.

     Мы видим, как спорт благотворно влияет на общество, в истории бывали случаи, когда на время соревнований прекращались военные действия, затихали национальные распри, велико влияние спорта и на экономику, проектируются города с учeтом строительства спортивных сооружений. Люди творят и создают пирамиду спорта. Будылины и Пертельсоны - на вершине этой пирамиды, они профессионалы, их худо-бедно сегодня поддерживает государство. Но основание пирамиды - это спортивные секции, это дети, занимающиеся спортом. Братья Будылины пришли в юношеский спорт, когда работала еще система детских спортивных школ и т.д.
     Какова система сегодня? Смогут ли наши сегодняшние, не очень богатые клубы воспитывать новых олимпийцев? Хотелось бы надеяться... И ещe, мы знаем, что сегодня часть пацанов не приходит в спорт нередко по причине бедности их родителей...
 
Баннер
Баннер
    Сделать стартовой     Добавить в избранное/заладки
 

2006-2009 "Дзюдо Украины" Все права на авторские материалы принадлежат редакции. Права на перепечатанные материалы сохраняются за первоисточником.
При перепечатке авторских материалов/новостей обязательна ссылка (для интернет-изданий - гиперссылка) на информационное агентство "Дзюдо Украины".
Редакция может не разделять мнение авторов и не несет ответственности за авторские материалы.
Сайт разработан в «Кузне Двалина» в 2009 году.